Accessibility links

Садыйк Хан – яңа Европаның мөмкинлекләре


Садик Хан: возможности новой Европы

[​Aurupalı Tatarstan язмасы Азатлыкта тәрҗемәсез тәкъдим ителә]

Мэром Лондона избран Садик Хан - сын эмигрантов из Пакистана, выходец из рабочей семьи. Социал-демократ Садик Хан также стал первым мусульманином-мэром европейской столицы в ЕС.

Новый мэр Лондона Садик Хан - сын водителя автобуса и швеи, выросший в социальном жилье и получивший высшее образование по бесплатной программе. Это очень важный момент. Он говорит о том, что Европа уверенно движется по пути обеспечения равенства стартовых возможностей. Есть разные подходы к определению возможностей представителей новых поколений. Где-то считается нормальным, когда жизнь человека железно определяется материальным статусом семьи, в которой он был произведён на свет (например, в феодальных обществах, в современных восточных). Где-то считается, что положение ребёнка определяют "хорошие гены", в частности гены удачливости, существование и наследование которых видимо скоро всё же будет доказано биологами, причём вероятнее всего татарстанскими. Это одни из подходов - все они действительно имеют место в самых разных обществах. Есть и другой подход, назовём его "современным европейским". Он заключается в том, что положение человека должны определять его личные способности, целеустремлённость, таланты, материализованное желание добиться чего-либо. Даже самые "социальные" западные страны ещё не пришли к полной реализации принципа равенства стартовых возможностей. Но пример сына водителя автобуса, нового мэра Лондона Садика Хана говорит о том, что европейские общества успешно идут в этом направлении.

Важно отметить: обилие среди представителей татарстанских элит людей, чьё положение обеспечено не наследством (должностным или материальным), не имеет ничего общего с примером Садика Хана и европейскими трендами и не является характеристикой нашей системы. Это последствия конкретного кратковременного периода слома советской системы и приватизации государственной собственности с сопутствующими единовременными "сверхвозможностями". Характеристика нашей системы в том, что уже в следующем поколении никаких Садиков Ханов у нас особо не будет.

Второй важный момент - мэром британской столицы стал мусульманин и этнический пакистанец. Возможно ли подобное в Татарстане? На самом деле, чисто формально у нас это не только возможно, но и в целом реализовано - например, доля представителей второй по численности этнической группы нашего населения, русских, на управленческих должностях гражданской службы в целом соответствует доле русских в структуре населения республики (так, среди заместителей руководителей и управляющих делами министерств русских 40 % при доле русских в населении республики 39,7 %). Другое дело, что, во-первых, это искусственный механизм де-факто квотного характера, во-вторых, он имеет очень сомнительное отношение к принципу равенства возможностей людей независимо от их этнического происхождения.

Пример Садика Хана и то, о чём мы изначально говорили и за что выступаем, заключается не в искусственном квотировании должностей по этническому принципу, а в обеспечении равенства возможностей граждан Татарстана вне зависимости от этнического происхождения и прочих подобных признаков, и это совершенно разные подходы. Но вопрос заключается не только в том, чтобы выступать за это - выступить мы всегда можем за всё что что угодно. Некоторые даже выступают за всемирный коммунизм - с тем, чтобы за что-то выступать, никогда никаких проблем не было. Вопрос заключается в реалиях - в том, что здесь есть народ с тысячелетней историей государственности, и либо эти вещи будут обеспечены правовым способом - и в эту схему вполне может (и должно) вписываться личное равенство возможностей граждан независимо от каких-либо этнических и прочих подобных параметров, либо будут существовать - и находить более чем достаточную поддержку населения - неформальные механизмы: этнические, диаспорального характера и прочие. На этой земле других вариантов нет.

Татарстанской государственности нужно совершенно крепкое положение и соответствующий юридический статус, чтобы все здесь могли себе позволить отбросить этнический фактор в вопросах, не связанных с этим фактором самым прямым образом. Может ли мэром Казани быть русский, или мари, или азербайджанец? Конечно может. Нам нужно такое общество, в котором если ты гражданин Татарстана и знаешь государственные языки республики, ты можешь быть мэром столицы и кем угодно, вне зависимости от того, какая у тебя фамилия - Хан, Князь, Бедретдинов или Иванов. Если, конечно, избиратели посчитают твою квалификацию соответствующей должности, а твою программу - выражающей их интересы. И на территории Татарстана этого невозможно добиться без обеспечения крепкого положения татарстанской государственности.

Садик Хан - новое лицо Европы. Европы, чьи возможности открыты для всех людей. К мэру Лондона Садику Хану британцы шли без революций и переворотов - не быстро, планомерно, эволюционно и основательно. Но шли к своим целям необратимо - и придут к ним, в отличие от тех, кто хочет либо решить все вопросы за полгода, либо наоборот законсервироваться навечно. Мы можем остаться в стороне от этих трендов - и нет сомнений, что наши мэры будут очень богатыми и исключительно белыми. Но вряд ли жизнь 99 % татарстанцев в этих условиях будет такой же, как жизнь британцев.

XS
SM
MD
LG