Accessibility links

Кайнар хәбәр

О гражданском участии в управлении городом


Накануне в Казани в рамках урбанистической конференции состоялся круглый стол "Гражданское участие в управлении городом" с представителями органов власти, экспертами и общественными активистами. Одним из главных лейтмотивов обсуждения стал вывод о том, что казанская общественность излишне критична и весьма требовательна, а голос горожан слышится всё громче и громче. По мнению представителей Фонда общественного мнения, именно Универсиада и прочие мегасобытия приводят к подобной ситуации.

Трудно согласиться с выводом, что именно мегасобытия приводят к росту гражданской активности и критическому восприятию действий городской власти. Активность городских сообществ - это мировой тренд, независимо от того, является ли город центром проведения крупных международных мероприятий или нет. Общество самоорганизуется, средний класс требует большего внимания к проблемам среды проживания. Органы власти, естественным образом, запаздывают с ответом на запрос.

При этом существующие общественные институты, призванные решать проблемы города, зачастую не наполнены реальным содержанием: это ТОСы, домовые комитеты, институт общественных слушаний. Так, активизация ТОСов, включение в них городских сообществ позволила бы приблизиться к выстраиванию диалога. Многие же из них существуют только на бумаге, а активность проявляют именно неформальные объединения. Исполнительная власть боится делегировать вопросы принятия решений на общественный уровень. В итоге получаются ситуации вроде Эсперанто: кто-то "сверху" принял решение без оглядки на чьё-либо мнение, местные жители недовольны, конфликт. Передача полномочий по решению вопросов местного уровня местным же сообществам исключит любые подобные ситуации.

Возьмём в качестве примера организацию органов муниципальной власти Москвы - не так давно там ставка была сделана на клиентоориентированность муниципальных служащих. Чиновники вполне доступны, главным их КРI является не создание бумаги, а решение проблемы жителя. На 12-миллионную Москву существует 1.000 муниципальных управ, решающих проблемы низового уровня. По этой логике, у нас в столице должно быть, к примеру, 100 префектур вместо 4-х районов. Конечно, в условиях, когда в пересчёте на одного жителя Казань имеет бюджетных средств в 7 раз меньше Москвы, сделать это сложно.

На настоящий момент сложилась ситуация, когда на огромные микрорайоны у нас нет избираемого жителями и несущего перед ними ответственность управленца, нет отвечающего за решение проблем жителей конкретной территории муниципального служащего. Округа, от которых избираются депутаты, очень большие, поэтому депутат далёк от проблем горожан. При этом в той же 12-миллионной Москве 146 внутригородских окружных Советов муниципальных депутатов - по аналогии внутри нашей 1,2-миллионной столицы могло бы быть 15 муниципальных советов.

То, что делают помощники Президента республики Наталия Фишман и Олеся Балтусова - это больше, чем парки и историческое наследие. Это попытка выстраивания диалога между властями и общественностью, вовлечение и использование этого важнейшего ресурса в решении проблем города. Если мы хотим соответствовать статусу современного глобального города, магнита для лучшего человеческого капитала - нужно строить не только комфортную инфраструктуру, но и комфортную среду общения.

Таким образом, для "гражданского участия в управлении городом" и выстраивания диалога "власть-общество" важно:

1. Переориентировать городских чиновников на стандарты клиентоориентированности, сделав главным показателем их деятельности ответ на конкретный запрос гражданина.

2. Активизировать ТОСы и домовые комитеты - в первую очередь через совмещение их формализованного статуса с реальной активностью неформальных местных сообществ.

3. Наполнить реальным содержанием институт общественных слушаний, с его масштабированием на другие вопросы (например, переименование улиц).

4. Отдельный вопрос - децентрализация муниципальной власти в Казани, делегирование ряда полномочий на уровень микрорайона. На настоящий момент сельские поселения в республике, теоретически, имеют более близких к проблемам жителей чиновников, депутатов, чем город, тем более столица. Это особенно ярко заметно после недавнего решения парламента республики делегировать дополнительные полномочия (правда, пока "вхолостую" - без расширения собственной налоговой базы) сельским муниципалитетам. Полномочия должны дойти и до жителей микрорайонов наших крупных городов.

Чыганак: Aurupali Tatarstan

XS
SM
MD
LG